Оказание комплексной социальной поддержки семьям с детьми, выпускникам организаций для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей в условиях СМФЦ

Тематическое направление практики Защита жилищных прав выпускников социальных учреждений.
Наименование практики «Реализация индивидуального маршрута подготовки к самостоятельному использованию жилого помещения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с применением метода Чек-листов»
География реализации практики

 

Иркутская область, г. Иркутск, ОГБУСО «Региональный семейный многофункциональный центр»
Период внедрения практики С 2022 года – настоящее время.
Целевые группы Выпускники социальных учреждений, семейных форм устройства, являющиеся собственниками (нанимателями) жилых помещений, в возрасте от 15 до 23 лет.
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики Проблема самостоятельного использования жилого помещения выпускниками организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Проблема интеграции выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в общество.

Социальная значимость и обоснованность  практики Многие выпускники социальных учреждений недостаточно подготовлены к выбору жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной ответственностью.
Цель практики Создать условия для подготовки выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельному использованию жилого помещения.
Задачи 1. Закрепить и углубить теоретическую подготовку выпускников по приобретению ими практических навыков и компетенций, а также опыта самостоятельного проживания;

2. Создать условия для реализации внутреннего потенциала выпускника к приобретению жизненно важных навыков и умений, необходимых в самостоятельной жизни;

3. Сформировать навыки плановой организации жизнедеятельности.

Социальные результаты практики Выпускники успешно справляются с выполнением сложной жизненной задачи, метод чек-листов позволяет раздробить глобальную проблему на частички, решение каждой частички позволяет прийти к результату и решить глобальную проблему пошагово, следуя инструкции и алгоритму.

Повышается уровень социальной активности выпускников.

Краткое описание практики Специалистами отдела постинтернатного сопровождения были разработаны рекомендации, в виде индивидуально построенного маршрута по подготовке выпускника к переезду в собственное жилье, нуждающееся в косметическом ремонте, с применением метода чек-листов. Чек-лист – это список действий, проверок, мероприятий, который помогает проконтролировать практически любой процесс. Он помогает избежать ошибок в повторяющихся циклах действий, избавляет голову от лишней нагрузки, экономит время и помогает помнить обо всем. С чек-листом всегда будет наглядное руководство, которое поможет сделать все правильно и максимально эффективно, чек-лист становится незаменимым инструментом, который помогает сконцентрироваться и ничего не забыть. Такие инструкции создаются для пошагового выполнения какого-то процесса, состоящего из нескольких пунктов.

Любой чек-лист – это инструмент, который разбивает большую глобальную задачу на множество мелких. Список задач – те самые кусочки. С чек-листом пропадает страх перед глобальной задачей, подходит к ее разрешению. Так глобальной проблемой для выпускника определен ремонт и создание комфортных условий для переезда из учреждения в квартиру. Данный метод помог нам раздробить проблему на мелкие частицы, подлежащие поэтапному решению.

Также последовательное самостоятельное выполнение задач позволило выпускнику адаптироваться к самостоятельной жизни и создать свой быт своими руками, в рамках ненавязчивого контроля специалистов, который был сведен в контроле выполнения пунктов чек-листа. Для определения перечня необходимых ремонтных работ был привлечен эксперт, с помощью которого выпускник  составлял список необходимых ремонтных работ в жилом помещении для переезда, с помощью данного подхода научился самостоятельно проводить осмотр жилого помещения и выявлять соответствующие дефекты, подлежащие устранению. Сформированные списки были обработаны и сформированы в чек листы: «по подготовке к переезду, который включал мероприятия по определению перечня необходимых работ по ремонту в квартире, по определению перечня товаров необходимых для ремонта, по проведению генеральной уборки, по приобретению моющих средств и средств для уборки, по определению списка необходимых товаров для проживания, недостающих в квартире.

Следующим этапом была самостоятельная покупка всех товаров по списку, в специализированных магазинах, соответствующих качеству и по приемлемым ценам. Были разработаны оптимальные варианты для покупки первоочередных товаров для выполнения первых пунктов плана, таких как предварительная генеральная уборка с выносом мусора и лишнего из квартиры, для проведения косметического ремонта.

Применяется в период сопровождения в рамках действия договора о постинтернатном сопровождении.

Ссылки на Интернет ресурсы, включая социальные сети, где можно более подробно познакомиться с практикой, отзывами семей, методическими разработками и другой информацией

Этапы внедрения эффективной практики с указанием сроков и алгоритма действий каждого этапа Указываются именно этапы внедрения практики с точки зрения управленческого подхода (не этапы оказания услуг целевой группе).

Механизмы контроля качества услуг. Мониторинг результатов

1.       Разработка и утверждение документов, материально-техническое оснащение реализации практики.

2.       Определение проблемы выпускника.

3.       Составление и реализация индивидуального плана постинтернатного сопровождения.

4.       Мониторинг эффективности, анализ результатов, корректировка планов.

5.       Анализ достижений каждого участника целевой группы.

6.       Определение перспектив реализации данной программы в дальнейшем.

Механизмы контроля качества услуг:

— анализ документов.

— заседание СМППК

— мониторинг адаптации выпускника.

Мониторинг результатов: ежеквартальный отчет о деятельности отдела постинтернатного сопровождения.

Локальные акты и рабочая документация, необходимые для внедрения практики и ее успешной реализации Устав учреждения, положение об отделе, методическая разработка, чек-листы.
Ресурсное обеспечение реализации практики (кадровые ресурсы, методические материалы, техническое оснащение, наличие специализированного оборудования и т.д.) Кадровые ресурсы: заведующий отделом постинтернатного сопровождения, специалист по социальной работе, педагог-психолог.

Методическая разработка «Реализация индивидуального маршрута подготовки к самостоятельному использованию жилого помещения выпускников организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей Правобережного округа г. Иркутска», которая стала лауреатом конкурса «Будущее рядом», организованного МУМСРОиП № 1.

Социально-правовая игра «Шаги, падения и взлеты» — дает возможность в игровой форме проживать, проектировать различные ситуации до встречи с ними в реальной жизни.

Специализированное оборудование: экран, проектор, МФУ, печатная бумага, канцелярия, игровое поле, карточки с вопросами, денежные карточки «баррики», кубик.

Публичность наличие информации о практике в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (ссылки на публикации)
Организации – партнеры (перечень организаций, с которыми осуществляется взаимодействие при реализации практики) ОГКУ ЦЗН г. Иркутска, ОГКУ УСЗН г. Иркутска, МУМСРОиП № 1.
Сведения об организации
Название организации ОГБУСО «Региональный семейный многофункциональный центр»
Контактная информация:  
юридический и фактический адрес г. Иркутск, ул. Баррикад д.34 а
руководитель организации Войтенко Анатолий Валерьевич
контактное лицо  
электронная почта Sandd2@socdeti.ru
сайт организации www.socdeti.ru

1707459739222402