Тематическое направление практики | Защита жилищных прав выпускников социальных учреждений. |
Наименование практики | «Реализация индивидуального маршрута подготовки к самостоятельному использованию жилого помещения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с применением метода Чек-листов» |
География реализации практики
|
Иркутская область, г. Иркутск, ОГБУСО «Региональный семейный многофункциональный центр» |
Период внедрения практики | С 2022 года – настоящее время. |
Целевые группы | Выпускники социальных учреждений, семейных форм устройства, являющиеся собственниками (нанимателями) жилых помещений, в возрасте от 15 до 23 лет. |
Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики | Проблема самостоятельного использования жилого помещения выпускниками организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Проблема интеграции выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в общество. |
Социальная значимость и обоснованность практики | Многие выпускники социальных учреждений недостаточно подготовлены к выбору жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной ответственностью. |
Цель практики | Создать условия для подготовки выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельному использованию жилого помещения. |
Задачи | 1. Закрепить и углубить теоретическую подготовку выпускников по приобретению ими практических навыков и компетенций, а также опыта самостоятельного проживания;
2. Создать условия для реализации внутреннего потенциала выпускника к приобретению жизненно важных навыков и умений, необходимых в самостоятельной жизни; 3. Сформировать навыки плановой организации жизнедеятельности. |
Социальные результаты практики | Выпускники успешно справляются с выполнением сложной жизненной задачи, метод чек-листов позволяет раздробить глобальную проблему на частички, решение каждой частички позволяет прийти к результату и решить глобальную проблему пошагово, следуя инструкции и алгоритму.
Повышается уровень социальной активности выпускников. |
Краткое описание практики | Специалистами отдела постинтернатного сопровождения были разработаны рекомендации, в виде индивидуально построенного маршрута по подготовке выпускника к переезду в собственное жилье, нуждающееся в косметическом ремонте, с применением метода чек-листов. Чек-лист – это список действий, проверок, мероприятий, который помогает проконтролировать практически любой процесс. Он помогает избежать ошибок в повторяющихся циклах действий, избавляет голову от лишней нагрузки, экономит время и помогает помнить обо всем. С чек-листом всегда будет наглядное руководство, которое поможет сделать все правильно и максимально эффективно, чек-лист становится незаменимым инструментом, который помогает сконцентрироваться и ничего не забыть. Такие инструкции создаются для пошагового выполнения какого-то процесса, состоящего из нескольких пунктов.
Любой чек-лист – это инструмент, который разбивает большую глобальную задачу на множество мелких. Список задач – те самые кусочки. С чек-листом пропадает страх перед глобальной задачей, подходит к ее разрешению. Так глобальной проблемой для выпускника определен ремонт и создание комфортных условий для переезда из учреждения в квартиру. Данный метод помог нам раздробить проблему на мелкие частицы, подлежащие поэтапному решению. Также последовательное самостоятельное выполнение задач позволило выпускнику адаптироваться к самостоятельной жизни и создать свой быт своими руками, в рамках ненавязчивого контроля специалистов, который был сведен в контроле выполнения пунктов чек-листа. Для определения перечня необходимых ремонтных работ был привлечен эксперт, с помощью которого выпускник составлял список необходимых ремонтных работ в жилом помещении для переезда, с помощью данного подхода научился самостоятельно проводить осмотр жилого помещения и выявлять соответствующие дефекты, подлежащие устранению. Сформированные списки были обработаны и сформированы в чек листы: «по подготовке к переезду, который включал мероприятия по определению перечня необходимых работ по ремонту в квартире, по определению перечня товаров необходимых для ремонта, по проведению генеральной уборки, по приобретению моющих средств и средств для уборки, по определению списка необходимых товаров для проживания, недостающих в квартире. Следующим этапом была самостоятельная покупка всех товаров по списку, в специализированных магазинах, соответствующих качеству и по приемлемым ценам. Были разработаны оптимальные варианты для покупки первоочередных товаров для выполнения первых пунктов плана, таких как предварительная генеральная уборка с выносом мусора и лишнего из квартиры, для проведения косметического ремонта. Применяется в период сопровождения в рамках действия договора о постинтернатном сопровождении. Ссылки на Интернет ресурсы, включая социальные сети, где можно более подробно познакомиться с практикой, отзывами семей, методическими разработками и другой информацией |
Этапы внедрения эффективной практики с указанием сроков и алгоритма действий каждого этапа | Указываются именно этапы внедрения практики с точки зрения управленческого подхода (не этапы оказания услуг целевой группе).
Механизмы контроля качества услуг. Мониторинг результатов 1. Разработка и утверждение документов, материально-техническое оснащение реализации практики. 2. Определение проблемы выпускника. 3. Составление и реализация индивидуального плана постинтернатного сопровождения. 4. Мониторинг эффективности, анализ результатов, корректировка планов. 5. Анализ достижений каждого участника целевой группы. 6. Определение перспектив реализации данной программы в дальнейшем. Механизмы контроля качества услуг: — анализ документов. — заседание СМППК — мониторинг адаптации выпускника. Мониторинг результатов: ежеквартальный отчет о деятельности отдела постинтернатного сопровождения. |
Локальные акты и рабочая документация, необходимые для внедрения практики и ее успешной реализации | Устав учреждения, положение об отделе, методическая разработка, чек-листы. |
Ресурсное обеспечение реализации практики (кадровые ресурсы, методические материалы, техническое оснащение, наличие специализированного оборудования и т.д.) | Кадровые ресурсы: заведующий отделом постинтернатного сопровождения, специалист по социальной работе, педагог-психолог.
Методическая разработка «Реализация индивидуального маршрута подготовки к самостоятельному использованию жилого помещения выпускников организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей Правобережного округа г. Иркутска», которая стала лауреатом конкурса «Будущее рядом», организованного МУМСРОиП № 1. Социально-правовая игра «Шаги, падения и взлеты» — дает возможность в игровой форме проживать, проектировать различные ситуации до встречи с ними в реальной жизни. Специализированное оборудование: экран, проектор, МФУ, печатная бумага, канцелярия, игровое поле, карточки с вопросами, денежные карточки «баррики», кубик. |
Публичность | наличие информации о практике в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (ссылки на публикации) |
Организации – партнеры (перечень организаций, с которыми осуществляется взаимодействие при реализации практики) | ОГКУ ЦЗН г. Иркутска, ОГКУ УСЗН г. Иркутска, МУМСРОиП № 1. |
Сведения об организации | |
Название организации | ОГБУСО «Региональный семейный многофункциональный центр» |
Контактная информация: | |
юридический и фактический адрес | г. Иркутск, ул. Баррикад д.34 а |
руководитель организации | Войтенко Анатолий Валерьевич |
контактное лицо | |
электронная почта | Sandd2@socdeti.ru |
сайт организации | www.socdeti.ru |