тренинг (1) (1)

правовая игра мир семьи

_Территория Права_

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Представляю вашему вниманию  программу «Территория права» по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, подготовленную областным государственным казенным учреждением социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Правобережного округа г. Иркутска».

Рост правонарушений и преступности в обществе, рост семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении является основанием для усиления работы по формированию правовой грамотности, законопослушного поведения несовершеннолетних. Часто дети оказываются в ситуации отчуждения от общих морально-нравственных установок, ведь на их развитие активно влияют различные факторы (семья, подростковая группа, средства массовой информации). Многие из современных подростков не могут ответить на вопросы о праве и законе и не понимают, что многие поступки не только не допустимы, с точки зрения нравственности, но и влекут за собой ответственность по закону.

Преодоление этой ситуации позволит создать условия для формирования правовой компетентности несовершеннолетних. В современном обществе правовые знания нужны подросткам не сами по себе, а как основа поведения в различных жизненных ситуациях, имеющих юридический смысл. Практическая направленность правового обучения, формирование законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно научить детей грамотно ею пользоваться.

Наше учреждение совместно с межведомственными структурами непосредственно связанными с профилактикой правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних пытаемся внести свой вклад в правовое просвещение несовершеннолетних и уважительное отношение к закону, в формирование у детей готовности осуществлять свои права, реализовывать потребности и  интересы некриминальным способом.

Цель программы – формирование и развитие правовой грамотности, законопослушного поведения и гражданской ответственности, развитие правового самопознания, предупреждение правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

Задачи программы:

  • информировать несовершеннолетних и их родителей об основных законах, нормативных документах, законопроектах, регулирующих и защищающих жизнедеятельность детей;
  • раскрыть творческий потенциал несовершеннолетних через актуализацию темы прав человека, норм, законов
  • сформировать у несовершеннолетних уважительного отношения к закону, правопорядку

Этапы нашей программы:

Подготовительный этап программы начался в сентябре 2020 года и с проведения социологического исследования среди несовершеннолетних, направленного на профилактику правонарушений. Детям представлена анкета из 13 конкретных вопросов.

На основном этапе, который будет реализовываться с октября 2020 года по февраль 2020 года состоится информационно-просветительская и практическая деятельность, то есть непосредственно проведение профилактических мероприятий.

В марте 2022 года состоится повторное анкетирование, обработка и интерпретация полученной в ходе реализации программы информации, соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами, оформление и описание результатов и опыта работы по реализации программы, выработка методических рекомендаций.

Участники программы:

В программе участвуют 20 учащихся 8го класса Центра образования  № 10 г. Иркутска. Мы решили привлечь в нашу программу учеников данного Центра, так как они непосредственно относятся к категории детей, вступивших в конфликт с законом и находящихся в социально опасном положении. Также участниками являются 10 подростков, поставленных на учет в комиссии по делам несовершеннолетних и 10 подростков, вступивших в конфликт с законом, имеющие наказания за совершенные правонарушения и преступления. А также их родители, специалисты отделения помощи семье и детям ЦПД и представители районного суда.

Межведомственное взаимодействие:

Программа подразумевает тесное сотрудничество по вопросу правового воспитания несовершеннолетних с межведомственными структурами Октябрьского округа г. Иркутска, непосредственно связанных с профилактикой правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. Таковыми являются: специалисты Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, представители районного суда, сотрудники уголовно исполнительной инспекцией Федеральной службы исполнения наказания,  инспекторы по делам несовершеннолетних Министерства внутренних дел, администрация центра образования молодежи № 10, специалисты отделения помощи семье и детям нашего центра.

Взаимодействие с Октябрьским судом:

Как показывает практика, совместно проводимые профилактические мероприятия специалистами ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Правобережного округа г. Иркутска» и судьями Октябрьского районного суда г. Иркутска, способствуют повышению уровня правовой грамотности и правосознания несовершеннолетних, воспитанию законопослушного гражданина, обладающего знаниями основных правовых норм, умениями использовать возможности правовой системы государства и формированию у детей навыков защищать свои права при помощи закона.

Ведь цель правосудия – не наказать, а восстановить социальную справедливость, воспитать несовершеннолетних, сделав их полноценными членами общества.

Формы мероприятий:

Мероприятия программы будут реализовываться в различных формах: интерактивная игра, творческий конкурс, дискуссия, мозговой штурм, семинар-практикум, имитационная игра.

Мероприятие «Права и обязанности» является базовой частью программы, с которого начинается дальнейшая работа с несовершеннолетними. В ходе правового часа подростки знакомятся с основными юридическими понятиями, с нормативно-правовыми актами Российской Федерации и  международными документами о правах детей.

Одним их практических мероприятий является интерактивно-правовая игра «Главный закон нашей жизни», которая способствует формированию правовой ответственности у подростков посредством изучения Конституции нашей страны.

Ожидаемые качественные и количественные результаты программы:

Итогами осуществления программы «Территория права» будут являться: умение пользоваться знаниями в области прав и законов, снижение роста числа правонарушений и преступлений среди школьников, формирование представлений об общепринятых нравственных ценностях жизни, обучение навыкам социально-приемлемого поведения во взаимоотношениях между родителями и подростками.

За период реализации программы планируется провести 25 профилактических мероприятий, будет охвачено 40 несовершеннолетних и 20 родителей.

Разработчики программы:

Исакова А.В., педагог-психолог отделения помощи семье и детям, Перфильева Т.А., специалист по социальной работе отделения помощи семье и детям. Консультант программы: Ворфоломеева Е.Ф., заведующий отделением помощи семье и детям.

Мир семьи. Страна детства

Программа подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни

«Я все смогу»

 СЛАЙД 1

Проблема социализации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как ранее, так и в настоящее время остается актуальной для государства, для отдельных регионов и для каждого учреждения в частности.

Более того, именно сейчас, во времена социально-экономической нестабильности, воспитанники государственных учреждений оказываются еще более уязвимыми.

В 2019 году в ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Правобережного округа г. Иркутска» была разработана и внедрена Программа подготовки к самостоятельной жизни «Я все смогу», адресованная на воспитанников учреждения из категории дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей. В программе задействованы дети в возрасте от 7 до 18 лет, проживающие в учреждении. Срок реализации программы – 3 года.

Основная цель, которую преследует данная программа – достичь у воспитанников высокого уровня социальной готовности к самостоятельной жизни в обществе.

Задачи программы:

  1. Формирование у воспитанников компетенций и личностных качеств в коммуникативной сфере;
  2. Формирование компетенций и личностных качеств в социально-правовой сфере;
  3. Формирование компетенций и личностных качеств в сфере семейных отношений;
  4. Формирование компетенций и личностных качеств в сфере профессионального самоопределения и труда;
  5. Формирование компетенций в сфере здоровье сбережения и культуры здорового образа жизни;
  6. Формирование адекватной самооценки, ценностной сферы личности, направленности на саморазвитие и самореализацию;
  7. Формирование компетенций в социально-бытовой сфере.

 СЛАЙД 2

Особенность Программы в том, что процесс организации обучения и воспитания выстраивается через компентностный подход, в связи с чем основой воспитания становится практическая деятельность.

Задача педагогического коллектива не только дать детям знания и умения в какой-либо из сфер жизни, но и закрепить их практическим применением, сформировав устойчивый навык.

Важным моментом в данной программе является работа, которой до настоящего времени не уделялось достаточного внимания, а именно, работа по постановке у воспитанников позитивных целей на будущее, разработка положительного жизненного сценария.

СЛАЙД 3

Данная программа характеризуется применением различных форм занятий.

Приоритет отдается практическим занятиям, так как педагоги поставили перед собой задачи по формированию компетенций, которые являются результатом полученных знаний и практического закрепления, тренировки.

Занятия проходят как в индивидуальной так и в групповой форме.

Большое внимание в программе уделено игре, как уникальному средству развития и воспитания детей.

С целью повышения интереса детей и подростков к занятиям будут применяться инновационные методы и приемы и формы работы с воспитанниками, такие как:

  • кейс-стади;
  • живой кейс;
  • квест, квест-игра;
  • акция;
  • синквейн;
  • сторителлинг и другие.

Также используются традиционные педагогические методы и приемы:

  • экскурсии, практические экскурсии;
  • беседы (групповые, индивидуальные);
  • практикум;
  • информирование;
  • инструктаж;
  • трудовой десант;
  • домашний кинотеатр;
  • дискуссия;
  • диспут и др.

Отдельными направлениями в учреждении выделены и развиваются такие  виды деятельности как:

  • проектная деятельность;
  • шефство (старшие дети над младшими);
  • наставничество.

СЛАЙД 4

  1. Раздел «Я и люди вокруг» (коммуникативная сфера).

В данном разделе подобраны и систематизированы мероприятия, направленные на формирование у воспитанников культуры поведения, овладение навыками продуктивного общения, как важнейшего инструмента взаимодействия с миром.

 Раздел «Я – гражданин» (социально-правовая сфера).

В данном разделе подобраны и систематизированы мероприятия, направленные на формирование у представлений о гражданском обществе, правах и обязанностях гражданина. На формирование умения взаимодействия (обращения) в государственные структуры, умение выполнять нормы и правила, принятые в обществе.

СЛАЙД 5

  1. Раздел «Я – семьянин» (сфера семьи и семейных отношений)

В данном разделе мероприятия, направленные на формирование представления о семье, её значении в жизни человека; о различных социальных ролях: мать, отец, жена, муж и т. д. Формирование представления об ответственности в семейных отношениях, о разных сторонах семейной жизни – трудностях и проблемах, взаимовыручке и поддержке. Формирование нравственных поло ролевых установок.

  1. Раздел «Я – работник» (сфера профессионального самоопределения и труда)

Раздел содержит мероприятия, способствующие определению профессиональной направленности воспитанников, формированию основных компетенций на рынке труда. Практикумы по разработке планов поиска работы, составлению резюме.

СЛАЙД 6

  1. Раздел «Я и мое здоровье» (формирование компетенций в сфере здоровье сбережения и культуры здорового образа жизни)

Раздел содержит мероприятия, направленные на формирование установок о важности внимания и заботы о своем здоровье, о ценности хорошего самочувствия и крепкого здоровья. На мотивацию потребности в здоровом образе жизни и профилактику вредных привычек.

  1. Раздел «Я – личность» (формирование адекватной самооценки, ценностной сферы личности, направленности на саморазвитие, самореализацию.

Данный раздел посвящен личностному росту и саморазвитию воспитанников. Мероприятия требуют индивидуального подхода и эмоциональной включенности педагогов. А также веры в воспитанника и его успешное будущее.

  СЛАЙД 7

  1. Раздел «Я – хозяин» (формирование компетенций в социально-бытовой сфере)

Раздел содержит мероприятия, направленные на формирование социально-бытовых навыков. В раздел включены мероприятия по экономическому воспитанию для разного возраста, начиная с игры «Гном -эконом» и до планирования бюджета, знакомства с банковской системой. В разделе содержится множество практических занятий, в частности занятия по расчету стоимости блюд и приготовлению пищи в комнате СБО.

Для успешной реализации программы, рассчитанной на 3 года, существует следующий алгоритм организации педагогической деятельности:

  • на основании программы разрабатывается тематический план работы группы – с сентября по май;
  • в плане указываются мероприятия, распределяются часы занятий, сроки проведения и ответственность воспитателей за конкретные мероприятия программы;
  • администрация контролирует качество мероприятий и воспитательного процесса, степень реализации программы и оказывает методическую поддержку;
  • в конце года проводится мониторинг реализации программы.